Одним из малоисследованных «белых пятен» истории Великой Отечественной войны в отечественной историографии по сей день остается идеологический аспект нацистской «войны на Востоке». Прежде всего P столь важное для нацистов ее «расовое» содержание. С одной стороны, еще в 60-е гг. вышел ряд научных публикаций документов о преступлениях нацистов на оккупированных территориях и в концлагерях, где содержались советские граждане (военнопленные и угнанные в Германию рабочие). Огромное число фактов содержалось и в последующих, в том числе уже вышедших в 2000-е гг. публикациях. Но все они касались сугубо практической стороны вопроса, прежде всегоPP деятельности частей СС (айнзацкоманды, карательные батальоны, охрана концлагерей), и очень редко и кратко затрагивались вопросы о идеологическом обосновании и предпосылках этих чудовищных злодеяний,P при этом допускались ошибки в атрибуции и датировке цитат иPт.Pп.[1]. В определенной степени, «копание» в этой теме просто не поощрялось. В итоге, тема идеологического обоснования нацистской антиславянской политики и ее фактического подтверждения по сути осталась нераскрыта. Западные публикации, чьи переводы начали выходить у нас в 90-е (в основном это работы двух видных историков из ФРГ Рейнгарда Рюрупа и Вольфрама Ветте) дали по этой теме новый фактический материал[2]. Но его целостного обобщения и раскрытия нацистской расовой концепции в отношении славян (кроме подбора отдельных высказываний, и расхожих, восходящих еще к XIXPв. стереотипов мышления о «русских азиатских ордах») в них также нет. Этот существовавший «пробел» в освещении проблемы уже в 90-е оказался заполнен, но с совершенно противоположной стороны. Один за другим зазвучали голоса говорившие, что на самом деле, Гитлер всего лишь «стремился освободить Русь от диктатуры большевиков».P До массового сознания эти мнения доносили праворадикальные музыкальные группы, исполнявшие песни о том,P как «славяне тоже сражались в отрядах СС за чистоту арийской крови», что немцы считали русских своими «белыми братьями», а все опровергающее это «выдумка коммунистов». Постепенно через посредничество испытывающих симпатии к расизму авторов мнение это перекочевало и во вполне солидную массовую литературу. Например, в предисловии к вышедшему в 2009Pг.Pв издательстве «Вече» сборнике работ западных антропологов Исаака Тейлора и Ильзе Швидецки его составитель Владимир Авдеев прямо утверждает: «Что касается непосредственно Третьего Рейха, то, вопреки современному устоявшемуся мнению, никакой оголтелой целенаправленной русофобии там не было. Преобладало скорее незнание биологической истории русского народа, а главное устойчивое нежелание ее познать»[3]. «Сам факт и признание в Германии времен Третьего рейха такой книги, как «Расология древних славян», помогает разрушить многие стереотипы советской, а также и постсоветской, либеральной эпох, будто немцы, опьяненные пропагандой собственного расового превосходства, смотрели на людей, населяющих сопредельные восточные территории, как на «недочеловеков». Это безусловно безграмотная фантазия ангажированных журналистов, никогда не державших в руках подлинные немецкие первоисточники той поры»[4]. Такая постановка вопроса и наличие такого откровенного пропагандистского запала в уже вполне массовой литературе действительно ставит вопрос о необходимости работы с немецкими первоисточниками и их комплексного анализа, что я и хотел бы проделать в данной статье. По поводу целенаправленной русофобии процитирую хотя бы дневниковую запись Геббельса за 1Pиюля 1941Pг.: «Фюрер по моей просьбе налагает запрет на русских поэтов и композиторов. Пока всех»[5] без исключения. Запрет исполнения и печати произведений всех русских поэтов и композиторов исходя из их национальности что это, как не самая откровенная и целенаправленная русофобия? Да и то, стоит упомянуть, как вообще стало возможно в рейхе обращение к шедеврам русской литературы и театра (которое Гитлер с подачи Геббельса запретил 1Pиюля 1941Pг). Тем более что факты такового есть, и их часто используют именно для подобному выше «опровержению русофобии нацистов» но ведь они же ставили иногда русскую классику! Как вспоминает работавший в Берлине корреспондентом ТАСС с мая 1939Pпо июнь 1941Pгг. И.Ф.PФилиппов: «Иногда в интересах опять-таки политики гитлеровцы допускали и русскую классику на сцены театров. Так, в период наметившегося улучшения советско-германских отношений в драматическом театре шли пьесы Островского «Лес» и Чехова «Три сестры». После польской кампании [в сентябре 1939Pг.] в Государственной опере на Унтер ден Линден была поставлена опера «Иван Сусанин» под названием «Жизнь за царя». Мы присутствовали на этой опере и поражались той безвкусице и тенденциозной утрировке сцен, передававших так называемый «русский колорит»[6]. Это же видно при просмотре хронологии выхода кинофильмов (изготовлением которых занималось как раз ведомство Геббельса). Первый популярный фильм на тему русской классики вышел в августе 1939Pгода, как раз в период советско-германского сближения, «Эта упоительная бальная ночь» (Es war eine rauschende Ballnacht) о жизни и творчестве Чайковского[7]. В апреле 1940Pг.Pвышел «Станционный смотритель» (Der Postmeister) по повести Пушкина[8]. Все это укладывается лишь в двухлетний (лето 1939P лето 1941Pгг.) период, когда рейх был заинтересован в дружбе с СССР и ради этого был готов даже ставить фильмы и оперы с подчеркнутым «русским колоритом». С началом войны на все это был наложен запрет. А административные установки нацистов в начале войны с Советским Союзом? Вот характерная цитата из изданной 1Pиюня 1941Pг.Pинструкция статс-секретаря имперского министерства внутренних дел и имперского министерства продовольствия Герберта Бакке для немецких оккупационных чиновников: «Наша страна велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите и владейте нами». Это изречение появилось уже в самом начале образования русского государства, когда русские звали норманнов приходить и управлять ими. Эта установка красной нитью проходит через все периоды истории русского государства: господство монголов, господство поляков и литовцев, самодержавие царей и господство немцев, вплоть до Ленина и Сталина. Русские всегда хотят быть массой, которой управляют. Так они воспримут и приход немцев, ибо этот приход отвечает их желанию: «приходите и владейте нами»[9]. В том же тоне говорил о русских, два с половиной года спустя, уже в разгар войны, перед своими группенфюрерами (высшим офицерством)P глава «черного ордена» СС Генрих Гиммлер: «Этот низкокачественный человеческий материал сегодня так же не способен поддерживать порядок, как не был способен 700Pили 800Pлет назад, когда эти люди призывали варягов, когда они приглашали Рюриков»[10].P Эта установкаP на восприятие славян как рабов не откровенная целенаправленная ли русофобия? И еще из той же закрытой речи Гиммлера в Познани 4Pоктября 1943Pг., печатный текст и аудиозапись которой были представлены на Нюрнбергском процессе как документ обвинения PS-1919: «Известно, что такое славяне. Славянин никогда не был способен сконструировать что-либо»[11]. Между тем в цитируемых отрывках звучали и расовые мотивы. Цитирую Гиммлера далее: «Славяне смешанный народ на основе низшей расы с каплями нашей крови, не способный к поддержанию порядка и к самоуправлению»[12]. Вспомним, что именно СС были главным орудием «расовой войны» на Востоке. Еще в феврале 1940Pг.Pпартийная канцелярия НСДАП специально разъяснила по этому поводу: «Подразделения Ваффен-СС, состоящие из нац
Владимир Родионов, историк. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ СЛАВЯН В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ.
Научно-публицистический журнал
Владимир Родионов, историк. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ СЛАВЯН В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ.. Актуальная история
Комментариев нет:
Отправить комментарий